Расположенная
в 45 км от Санкт-Петербурга, Гатчина является одним из самых красивых
городов России. Очарование старины и динамизм современности, тихие
зеленые улицы и современные промышленные предприятия, Петербургский
институт ядерной физики и императорские дворцы - все это сегодняшняя
Гатчина. По итогам Всероссийского конкурса «Самый благоустроенный
город» в 1999 году Гатчина заняла 1 место среди городов численностью до
100 тысяч жителей.
Пригород Ленинградской области
Гатчина
– город в Ленинградской области. Железнодорожный узел в 45 км к
юго-западу от Санкт-Петербурга, на шоссе Санкт-Петербург – Киев.
Вокзалы – Балтийский и Варшавский, товарная станция. Население – более
80 тысяч человек, площадь города – 29 кв.км.
Город является заповедным как памятник
градостроительного искусства прошлых веков; в нем определены охранные
зоны памятников истории и культуры, зоны регулирования застройки и зоны
охраняемых ландшафтов вокруг.
Среди пригородов Санкт-Петербурга
Гатчина занимает особое место. Облик дворцово-паркового ансамбля
XVIII – XIX вв неповторим. Пейзажные парки Гатчины с озерами,
многочисленными мостами, террасами, павильонами относятся к лучшим
произведениям ландшафтного искусства.
Как попасть в Гатчину
В
современную Гатчину можно попасть со стороны Санкт-Петербурга по
железной дороге. Движение по Варшавской линии было открыто 1 ноября
1853 года (проект постоянной станции и пассажирского вокзала
разрабатывал архитектор П.О. Сальманович), по Балтийской линии –
12 декабря 1872 года (первое здание вокзала проектировал
П.С. Купинский; по его же проекту в 1890 году построили Царский
павильон, ныне не сохранившийся). Сооружение между Петербургом и
Гатчиной двух параллельных железнодорожных участков – Варшавского и
Балтийского направлений с двумя станциями и вокзалами в Гатчине на
расстоянии 3 км является следствием того, что один из этих участков
принадлежал частному обществу, а другой – казне.
На Варшавской линии есть еще одна
остановка в черте города – платформа Татьянино. Считается, что отсюда
происходила транспортировка раненых в Госпиталь в годы первой мировой
войны и название платформа получила в честь одной из дочерей
Николая II, помогавших врачам и сестрам милосердия.
Есть и другой путь в Гатчину – по
Киевскому шоссе (в прошлом – Порховская, Двинская, или Смоленская
дорога) на проспект Павла I (ранее – Большой проспект, проспект
25 Октября) через старинные Ингербургские ворота (1831-1832 гг.,
архитектор В.А. Глинка), украшенные бронзовой арматурой с изображением
доспехов древнеримских воинов. Не доезжая Гатчины, близи деревни
Мозино, стоят другие монументальные ворота – Мозинские, построенные на
границе бывших владений Г. Орлова.
Ингербургские ворота отмечают въезд
непосредственно в Гатчину, но еще до них находится современный
микрорайон – Въезд, а направо идет дорога к центральной районной
больнице, жилым зданиям постройки советского периода и крупному
научному учреждению – институту ядерной физики.
Более подробно о том, как попасть в Гатчину на общественном транспорте - здесь.
В центре города Гатчина
Некогда
(в 1793 году) по обе стороны проспекта возвели крепость Ингербург,
где сложился небольшой немецкий городок, были построены солдатские
казармы, перед воротами – подъемный мост. На более поздних планах
Гатчины в этом месте – казармы лейб-гвардии гарнизонного батальона.
Старинные казармы, перестроенные в конце XIX века, на въезде в город
находятся и сейчас. (Другой комплекс зданий сохранившихся армейских
казарм расположен между Балтийским вокзалом и Императорским дворцом).
Сам проспект пересекает город с севера
на юг и там, за другими (Смоленскими или Двинскими) воротами,
продолжается как Киевское шоссе. На этом пути прибывшему в город
встретятся сохранившиеся до сих пор старинные постройки, такие как
Лютеранская кирха (построена на месте деревянной в 1828 году
архитектором Гатчины А.М. Байковым по проекту Д.И. Квадри); Госпиталь
(перестроен в 1822 году Байковым по проекту А.Е. Штауберта), в котором
размещается сейчас городская администрация; Сиротский институт, в нем
ныне школа-интернат. С проспекта видны красивейшие соборы: в конце
нарядной благоустроенной Соборной улицы (в разные годы она носила
названия Малогатчинской, Советской) – собор Святого Павла
(1846-1859 гг., архитектор Р.И. Кузьмин) и Покровский собор (освящен
в 1914 году, архитекторы А.М. Харламов и А.А. Барышников).
В центре Гатчины сохранилась планировка,
сложившаяся к XX веку, – это система улиц, пересекающихся под прямым
углом и делящих пространство на фрагменты строго геометрической формы.
В последние годы выявилась тенденция в ходе капитального ремонта
восстанавливать прежний вид деревянных и каменных зданий.
Если
двигаться по проспекту дальше, то справа будет главный вход в
Дворцовый парк – Адмиралтейские ворота (1790-е годы, архитектор
В. Бренна).
Ранее, наискосок от ворот, отходит
налево улица Чкалова (в прошлом – Загвоздкинская, Люцевская, Юного
Пролетария), которая ведет к Варшавскому вокзалу и проходит мимо
Приоратского парка с его уникальным землебитным дворцом-замком
Приоратом. В советский период проектировали сохранить эту улицу как
заповедный уголок, отреставрировав и восстановив уникальные деревянные
особняки (от классицизма XVIII века до модерна XX-го), но реализовать
проект не удалось. Тем не менее, центральная часть Гатчины несет на
себе черты старого города. Совершенно новыми микрорайонами советского
периода являются Хохлово поле, граничащее с парком, и Аэродром – за
Балтийским вокзалом, на месте первого в России военного аэродрома,
основанного в 1910 году.
Микрорайоны города Гатчина
Эти
и другие микрорайоны новой застройки складывались в 70-90-е годы
XX века и были связаны с бурным развитием промышленности и науки в
Гатчине. Именно в этот период Гатчина стала терять облик тихого
административного и историко-культурного центра и превратилась в город
важного промышленного и научного значения с сопутствующей этому
инфраструктурой. В то же время Гатчина не утратила самобытности.
Сохраняет некоторую обособленность часть
города – Мариенбург. В XVIII веке в этом месте было земляное
укрепление с казармами, госпиталем и приютом для сирот. Сейчас здесь в
основном одноэтажные дома частной застройки, небольшой микрорайон,
расположены промышленные предприятия. Работает церковь Покрова
Пресвятой Богородицы (1886-1888 гг.), построенная по эскизам академика
Д.И. Гримма и чертежам академика А.А. Стефаница. В Мариенбурге имеется
железнодорожная платформа (Балтийская линия), она была установлена по
просьбе жителей и за их счет; проект платформы и пассажирского здания –
П.С. Купинского, 1879 год.
Дорога
на Мариенбург от центрального проспекта Гатчины начинается с площади
Коннетабль и идет по Красноармейскому проспекту (в прошлом -
Динабургская, Красносельская дорога, Екатеринвердерский проспект) мимо
Дворцовых конюшен (ныне здесь Военно-морской архив), Императорского
дворца, Екатеринвердера, парка Сильвия.
Уже в первом десятилетии XX века в черту
города входили земли, расположенные восточнее линии Варшавской
железной дороги, с деревнями Малая Гатчина, Большая и Малая Загвоздка,
они имели регулярную планировку. Здесь, за железнодорожной линией, в
годы советской власти создана большая промышленная зона.
Промышленность и наука Гатчины
В
Гатчине развита промышленность и наука. В экономике города большую
долю занимают машиностроение и металлообработка, предприятия пищевой
промышленности.
Разнообразна и культурная деятельность. В
Гатчине проходят традиционные городские праздники, народные гулянья,
фестивали, спектакли, филармонические концерты с участием городских
оркестров, хоров, талантливых музыкантов, литературные вечера в
библиотеках города, конкурсы по спортивным бальным танцам. Ежегодно
проводится Российский кинофестиваль «Литература и кино».
|