До начала работы экипажа первой
основной экспедиции МКС была только эпизодически посещаемой. Экипажи
кораблей «Спейс шаттл», в состав которых, кроме американских
астронавтов, включались космонавты России и других стран, доставляли на
станцию оборудование для её дооснащения, проводили необходимые
регламентно-профилактические работы.
В 2001 году в состав МКС были введены американские
лабораторный модуль «Дестини» (Destiny – «Судьба») и шлюзовая камера
«Квест» (Quest – «Поиск») и российский стыковочный отсек «Пирс»,
выполняющий также роль шлюзовой камеры при выходах в открытый космос. В
последующие годы был развёрнут энергетический узел мощных солнечных
батарей. Для обеспечения работ в открытом космосе установлена мобильная
транспортная система с канадским дистанционным манипулятором
Canadаrm-2.
Снабжение МКС осуществляется с помощью
российских пилотируемых кораблей типа «Союз» и автоматических грузовых
кораблей типа «Прогресс», а также американских кораблей системы «Спейс
шаттл». Российские космические грузовики регулярно доставляют на МКС
топливо, необходимое для осуществления манёвров с помощью реактивных
двигателей, которые имеются только на российском сегменте.
В связи с произошедшей 1 февраля 2003 года
катастрофой американского корабля «Колумбия», в которой погибли все
семь членов экипажа, были приостановлены полёты и других кораблей
системы «Спейс шаттл»: «Индевор», «Атлантис», «Дискавери».
Соответственно остановилось и строительство американского сегмента МКС.
Реально поддержать работоспособность МКС до возобновления полётов
американских кораблей можно было лишь с помощью российских средств.
Учитывая ограничения по снабжению МКС, тогда приняли решение
формировать экипажи основных экспедиций не из трёх, а из двух человек, и
смену этих экипажей проводить с помощью российский кораблей «Союз».
Таким образом, начиная с седьмой экспедиции, на станции постоянно
работали уже только два человека. Третий член экипажа на борту МКС
появился в июле 2006 года. Им стал астронавт Европейского космического
агентства Томас Райтер. Его доставил на станцию шаттл «Дискавери»
STS-121. Это был второй полёт шаттла после катастрофы «Колумбии».
Первый, испытательный, полёт состоялся в июле 2005 года.
Строительство МКС продолжилось. На станцию
были доставлены новые секции солнечных батарей, значительно повысившие
её энерговооружённость. В конце 2007 года МКС пополнилась ещё двумя
герметичными модулями. В октябре на орбиту был доставлен изготовленный в
Италии по заказу США соединительный модуль Node-2 (Node-1 под
называнием «Юнити» работает в составе станции с декабря 1998 года). В
ноябре Node-2, теперь он называется «Хармони» (Harmony – «Гармония»), с
помощью манипулятора станции был поставлен на своё штатное место – на
осевой порт модуля «Дестини». По своему назначению Node-2 является
соединительным узлом между тремя лабораторными модулями: американским
«Дестини», европейским «Колумбус» (Columbus) и японским «Кибо» (Kibo –
по-японски «Надежда»). Кроме того, осевой стыковочный узел Node-2
теперь стал основным причалом для шаттлов.
Европейский лабораторный модуль «Колумбус»,
предназначенный для постоянной работы в составе МКС, был доставлен
шаттлом в декабре 2007 года и с помощью манипулятора корабля поставлен
на своё штатное место. В 2008–2009 годах в состав МКС вошёл японский
модуль «Кибо». Для этого потребовалось три запуска американских
шаттлов, чтобы доставить на станцию грузовой отсек этого модуля, его
основную секцию и внешнюю платформу.
В ноябре 2009 года продолжилось
строительство российского сегмента МКС – к СМ «Звезда» пристыковался
малый исследовательский модуль МИМ-2 «Поиск».
В феврале 2010 года для американского
сегмента МКС шаттлом «Индевор» STS-130 были доставлены жилой модуль
«Транквилити» (Tranquility – «Спокойствие») и обзорный модуль «Купола»
(Kupola – по-итальянски «Купол»).
В мае того же года шаттл «Атлантис» STS-132 привёз российский малый исследовательский модуль МИМ-1 «Рассвет».
В планах НАСА предполагается дооснастить свой сегмент ещё
одним герметичным модулем и на этом завершить его строительство.
Строительство российского сегмента будет продолжаться за счёт
присоединения к нему новых научных модулей.
В мае 2009 года постоянный экипаж МКС увеличили с трёх до
шести человек. С декабря 2009 года на МКС при смене экипажей была
принята так называемая непрямая пересменка. Прямая пересменка – это
когда на станцию прибывает новый экипаж, а старый, сдав ему вахту,
возвращается на Землю. Так продолжалось до той поры, пока постоянный
состав экипажа МКС не превышал трёх человек. А когда он удвоился, было
принято решение об изменении прежней схемы смены экипажей.
Последняя прямая пересменка была в октябре 2009 года. В
то время станцией командовал российский космонавт Геннадий Падалка, и
он передавал свои полномочия европейскому астронавту бельгийцу Франку
Де Винну. У причалов МКС тогда стояли три корабля «Союз», а на борту
станции одновременно находились девять человек.
Теперь на станции постоянно находятся не более шести
человек, т.е. два экипажа кораблей «Союз». Непрямая пересменка
заключается в том, что экипаж одного из «Союзов», заканчивая свою вахту
на борту МКС, передаёт дела экипажу другого «Союза», а сам возвращается
на Землю. Через две-три недели прилетает следующий «Союз», и прибывшие
на нём космонавты включаются в работу на станции. Номер экспедиции
меняется со сменой командира МКС.
В настоящее время на Международной космической станции несёт вахту экипаж двадцать седьмой основной экспедиции: командир МКС-27 Дмитрий Кондратьев (Россия) и бортинженеры Паоло Несполи (Paolo Nespoli, Италия) Кэтрин Колман (Catherine Coleman, США). |