КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АСТРОНАВТИКИ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ?
Самым трудным было сделать первый шаг в космос. Для этого требовалось достичь скорости 8 км/сек, в то время как современные сверхскоростные самолеты развивают не больше 1 км/сек. Для полного преодоления земного тяготения потребуется прибавить к круговой скорости всего 3 с небольшим километра в секунду. Это, конечно, значительно проще, чем увеличить скорость с 1 км/сек на 8 км/сек. Поэтому следует ожидать бурного развития астронавтики. Посылка автоматической ракеты на Луну может произойти в ближайшие несколько лет. Полет людей на круговые орбиты и на Луну — это тоже вопрос ближайших десятилетий. Для этого нужно только решить проблему возвращения с искусственного спутника. Полеты на соседние планеты будут осуществлены, как только будет построена атомная ракета, над созданием которой уже сейчас напряженно работают ученые ряда стран. Полеты к звездам — это пока дело далекого будущего, но уже сейчас решен ряд теоретических вопросов такого полета.
При полете в межпланетном пространстве космическому кораблю не потребуются удобообтекаемые формы, свойственные современным самолетам и ракетам. Внешняя форма межпланетного корабля будет необычной.
Он представит собой ряд шарообразных и цилиндрических корпусов с большими удобными и просторными помещениями для астронавтов. Кабины межпланетного корабля будут более просторными, чем кабины самолета. Ведь при полете, например, на Марс астронавтам придется провести в корабле около одного года.
Межпланетный корабль будет иметь атомный реактивный двигатель и оборудоваться источником электроэнергии с использованием солнечной энергии, иметь надежные средства радиосвязи и совершенную радиолокационную аппаратуру, а также автоматическое управление, которое позволит точно выдерживать заданную траекторию и скорость полета.
После того как около Земли будет создана пересадочная космическая станция в виде искусственного спутника и доставлены на нее части межпланетного корабля, астронавты произведут его сборку. Собранный межпланетный корабль с орбиты искусственного спутника Земли отправится к планетам. Подлетая к планете, корабль затормозит свой полет и превратится сам в искусственного спутника планеты.
От корабля отделится небольшая посадочная «ракета-лодка», которая перенесет астронавтов на планету.
Возвращение на Землю будет происходить в обратном порядке. Отправляясь в обратный путь, посадочная «ракета-лодка» подлетает к поджидающему ее космическому кораблю-спутнику, который забирает астронавтов, включает двигатель и устремляется к искусственному спутнику Земли.
Да, смогут, для этого потребуется прибавить еще одну — самое большее две ступени к ракете, которая забросила на орбиту первые ИСЗ. Так как отношение полезного веса к начальному весу ракеты при этом резко уменьшится, то нужно будет увеличить первые ступени ракеты.
Будущие искусственные спутники Земли обязательно будут использоваться как стартовые площадки для космических кораблей. Они обладают для этого рядом преимуществ.
Во-первых, сила притяжения Земли на спутнике уже частично преодолена, и остается прибавить к скорости спутника всего около 3 км/сек, чтобы ее преодолеть полностью.
Во-вторых, на будущих космических ракетах будут, вероятно, работать атомные, ионные или фотонные двигатели. Запуск таких ракет с поверхности Земли может иметь нежелательные последствия ввиду их радиоактивного действия. Старт же с искусственного спутника позволит избежать действия реактивной струи на земную поверхность и атмосферу.
Ускорения, развиваемые космическими кораблями, стартующими со спутника, могут быть совсем небольшими, и корабль может постепенно набирать скорость, что особенно облегчит работу будущим конструкторам новых типов ракет. В первый период полетов на жидкостных ракетах искусственные спутники можно использовать как станции для заправки топливом. Значение искусственных спутников, как будущих межпланетных вокзалов, безусловно, огромное.
Невесомость, то есть отсутствие веса, возникает после прекращения работы двигателей ракеты-носителя и вывода искусственного спутника Земли на заданную орбиту. Состояние невесомости длится в течение всего полета спутника в космосе. Во время запусков высотных ракет с помещенными в них животными — обезьянами, мышами, собаками — велись исследования поведения и состояния их внутри ракеты. Было установлено, что в состоянии невесомости у животных нарушается некоторая координация движений, они принимают самые неестественные позы, утрачивают способность захватывать пищу. Однако полет ракеты длится всего лишь несколько минут. Опыт с собакой Лайкой, помещенной на втором спутнике, показал, что при соответствующей тренировке и соответствующем оборудовании — специальной герметической кабины все жизненные функции организма протекают вполне нормально.
Можно сказать, что скорость полета определяет возможности ракеты.
Так, например, если первым советским спутникам придать скорость полета более 8 км/сек, то они смогли бы огибать Землю по все более вытянутым эллиптическим траекториям, среди которых была бы и траектория, огибающая Луну.
При скорости полета несколько больше 11,2 км/сек ракета навсегда удалится по параболической траектории в межпланетное пространство.
При скорости полета более 16 км/сек ракета навсегда покинет нашу солнечную систему и безвозвратно уйдет в космос. Такая скорость называется гиперболической скоростью, при ней ракета движется по гиперболической траектории.
Интересно отметить, что достигнутая первыми советскими спутниками скорость в 8 км/сек намного перекрывает значение круговых и параболических скоростей на поверхности Луны и Марса. На поверхности Луны круговая скорость составляет 1,669 км/сек, а параболическая 2,38 км/сек. На поверхности планеты Марс круговая скорость равна 3,562 км/сек, параболическая — 5,15 км/сек.
Последняя скорость 5,15 км/сек означает, что советская ракета-носитель наверняка могла бы уже сейчас стартовать с планеты Марс и достичь либо Земли, либо планеты Венеры.
«Никогда я не претендовал на полное решение вопроса. Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет. И уже в конце концов исполнение венчает мысль. Мои работы о космических путешествиях относятся к средней фазе творчества. Более чем кто-нибудь я понимаю бездну, разделяющую идею от ее осуществления, так как в течение моей жизни я не только мыслил и вычислял, но и исполнял, работая также руками. Однако нельзя не быть идее: исполнению предшествует мысль, точному расчету — фантазия».
«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а потом завоюет себе все околосолнечное пространство».
«У нас, в Советском Союзе, много юных летателей — так я именую детей-авиамоделистов, детей-планеристов, юношей на самолетах. Их у нас десятки тысяч. На них я возлагаю самые смелые надежды. Они помогут осуществить мои открытия и подготовят талантливых строителей первого межпланетного корабля.
Герои и смельчаки проложат первые воздушные трассы — Земля — орбита Луны. Земля — орбита Марса и еще далее: Москва — Луна, Калуга — Марс».
«Все, о чем я говорю, — слабая попытка предвидеть будущее авиации, воздухоплавания и ракетоплавания. В одном я твердо уверен, — первенство будет принадлежать Советскому Союзу».
«Мои труды не пропадут даром, к ним бережно относятся Коммунистическая партия и Советское правительство. Надо только работать, побольше работать. Ради дела можно только жить, и интересно жить!»